Искусство с детьми

Поход в музей с ребёнком – редкое удовольствие, которого многие родители себя лишают из-за устаревших предрассудков. Даже двухлетние дети способны удерживать внимание на одной и той же картине, находя понятные и известные для них предметы и ситуации. Конечно, большинство музеев в России (и музейных работников – в первую очередь) пока не готовы принимать и развлекать компанию дошколят, которые всё время норовят «потрогать искусство» (что, кстати, полезно и абсолютно правильно). Чтобы поход на выставку не превращался каждый раз в погоню за мамонтом, детские издательства ежегодно выпускают книги об искусстве, предназначенные для детей всех возрастов. Сегодняшняя подборка посвящена именно таким книгам, которые знакомят юных искусствоведов с миром живописи, скульптуры и декоративного искусства.

linnea-v-sadu-hudojnika
Кристина Бьорк. Линнея в саду художника. М.: Albus Corvus/Белая Ворона, 2016.

Издательство «Белая Ворона» в этом году сделало щедрый подарок всем русскоговорящим детям, выпустив мировой бестселлер шведской писательницы Кристины Бьорк и художницы Лены Андерсон, который покорил сотни тысяч читателей во всем мире, начиная с первого издания – в 1985 году. Вместе с дочкой Андерсон – Николиной (ставшей прототипом Линнеи), они отправились в Париж, чтобы познакомиться с творчеством самого известного импрессиониста в мире – Клода Моне. «Линнея в саду художника» — это целый мир цветов и живописи, удивительных историй семьи художника и его творчества, собранных под одной обложкой. В книге можно найти репродукции картин Моне (с отличной цветопередачей), фотографии сада в Живерни, прекрасные очерки о путешествии во Францию – с хрустящим багетом и очередями в музеи, и фото из архива семьи Моне. Помимо прочего, голосом садовника Блумквиста – друга и верного попутчика Линнеи – рассказывается история возникновения самого направления — импрессионизм, и даже дается список музеев и интересных мест в Париже, куда можно отправиться за вдохновением и потрясающей атмосферой города времен великого Клода Моне.

 

Новый рисунок (6)

Азбука. Из коллекции Государственного Эрмитажа. СПб.: Арка, 2013.

Существует расхожее мнение, что азбука – это первая книга ребёнка, в которой он знакомится с миром букв и слов. Санкт-Петербургское издательство «Арка» решило пойти дальше, и совместить постижение азов чтения с погружением в мир искусства, посредством изучения произведений самых разнообразных жанров: живописи, скульптуры, предметов декоративного искусства разных стран и эпох, и многих других. Один из крупнейших и богатейших музеев мира, Эрмитаж, предоставил шедевры своей коллекции для пристального изучения самым маленьким любителям прекрасного. В данной азбуке, по праву считающейся настольной книгой каждого питерского ребёнка, букве «А» соответствуют изображения ангелов мастеров итальянского Возрождения; «Б» здесь  — майкопская статуэтка быка четвёртого тысячелетия до нашей эры; «В» изображается через японские ксилографии и рыцарские доспехи. Картины Веласкеса и Кранаха, Гогена и Рафаэля, китайский фарфор, ордена царской России – изучение букв не только увлечет детей, но и доставит эстетическое наслаждение родителям, неравнодушным к истории искусств. В серии также выпущена азбука с английским афавитом, книги о цифрах, счете ицветах, и книга для чтения по слогам.

 

kartiny_moya_bolshaya_vystavka-big

Картины. Моя большая выставка. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.

«Картины. Моя большая выставка» — набор, который призван изменить представление детей об изучении искусства, как о скучном и заунывном занятии. Это не просто набор карточек с репродукциями известных картин, это настоящая настольная игра, в которой процесс обучения проходит весело и будто сам собой. 54 игровые карточки, которые нужно собирать по жанрам живописи и основным стилям (от ренессанса и барокко до сюрреализма и поп-арта), книга с интересными фактами о художниках и их произведениях – всё это собрано в коробку, с которой можно отправляться в соборы Италии с её фресками, или на пикник в Ветёе, где творил Моне. Дети (рекомендуемый издательством возраст – 7 лет, по факту — и трехлетний ребёнок и тридцатилетний взрослый получит невероятное удовольствие) не просто весело и с азартом проводят время, но и учатся выделять характерные для каждого направления особенности, знакомятся с именами великих художников и погружаются в интереснейший мир искусства, который мало кого оставляет равнодушным. Здесь и история Адама и Евы, и банка супа, запечатленная Энди Уорхолом, и яркий жизнерадостный петух кисти Хуана Миро, созданный в страшные годы Второй Мировой Войны. Изучать жизнь через истинные шедевры мировой живописи, порой, важней и интереснее школьных учебников.

 

igraem-v-iskusstvo-big

Наташа Кайя, Кира Мрик. Играем в искусство: от реализма к абстракционизму. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.

В России отсутствие интереса к искусству XX века связано, как полагают многие искусствоведы, с болезненной ассоциацией с Советским Союзом (и всеми тяготами жизни в нём). Между тем, такие направления живописи, как реализм, лучизм, кубофутуризм, примитивизм и абстракционизм, способны вызвать неподдельный интерес не только у ценителей искусства, но и у детей (чьё представление о мире, по своей простоте и наивности изложения, во многом схоже с художниками того времени). Каждый раздел книги «Играем в искусство» посвящен одному направлению: автор рассказывает об основных характерных чертах через пристальное изучение одного известного представителя. Реалист Василий Суриков и его потрясающие портреты и русские пейзажи; модернист Александр Бенуа и его потрясающие костюмы; первый абстракционист Василий Кандинский, благодаря которому о России вновь начали говорить с восхищением. В каждом разделе есть мастер-класс, где детям предлагается почувствовать себя художником, и создать свой собственный щедевр. Знакомясь с практической стороной искусства, дети смогут понять: кажущаяся, на первый взгляд, простота, глядя на которую многие любят говорить: «Любой ребёнок нарисует лучше» — таит в себе кропотливый труд и бескрайний талант автора.

 

1975633-1

Мари Селье. 10 картин и красный мяч. М.: Clever, 2014.

Для многих из нас дедуктивный метод мышления стал рудиментом с появлением Google. Однако умение вычленять частое из общего очень полезно для тренировки памяти и развития воображения. В продолжении книги «10 моих первых картин» издательство Clever выпустило книгу, превращающую чтение в увлекательную и стремительную прогулку по миру живописи, с множеством головоломок и не заметных на первый взгляд деталей. Следуя за красным мячом, читатель переходит от знаменитого произведения Феликса Валлотона к цирку Марка Шагала, а затем, через красные помпоны Пикассо,  попадает в круговерть событий на полотнах Хуана Миро и Фернана Леже. Иллюстрации с репродукциями сопровождаются стихами—загадками в прекрасном переводе Михаила Яснова. «А мы ни при чем. Мы просто спешим за красным мячом».

Заглавное фото — Екатерина Ушакова

1 Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *