Ориентирование на нормы речевого развития

советы логопеда

В прошлой статье мы с вами говорили про нормы речевого развития, а сейчас я хочу ответить на самый часто встречающийся среди родителей вопрос: что делать, если малыш постоянно отстаёт от возрастных речевых норм? В каких случаях обязательно следует обращаться к логопеду? А когда можно подождать?

  • Начнём с того, что нормы развития речи всё же нужно знать. Ведь мы чётко знаем нормы физического развития малыша: во сколько должен перевернуться, сесть, пойти. То же самое касается и речевого развития. Что даёт нам это знание? – Так, мы можем заметить, что малыш задерживается, не успевает за общепринятыми сроками, а главное, оценить степень этой задержки.
  • Далее, нужно ясно осознавать, что нормативные значения не являются абсолютным показателем, и отсутсвие тех или иных умений ребёнка, которые должны бы быть по возрасту, далеко не всегда говорит о наличии проблем. Скорее, это сигнал нам о том, что малышу, возможно, требуется дополнительное развитие и особое внимание.
  • И, наконец, знаменитый тезис о том, что каждый ребёнок уникален и имеет свой путь развития. Помним о нём, в случае, если начинаем паниковать, и переключаемся на режим рационального подхода. А рациональный подход заключается в том, чтобы наблюдать за ребёнком и сравнивать его только с самим собой, а никак не с окружающими детьми.

Что делать, если вы замечаете СТОЙКУЮ задержку речевого развития? Т.е. малыш всё время не успевает за показателями нормы.

1. Заводим дневник развития речи. Каждая мама записывает или отмечает для себя, когда ребёнок впервые улыбнулся, самостоятельно перевернулся и прочие достижения. А я советую более внимательно отнестись и к речевым подвигам малыша. У вашего ребёнка начался период гуления? Отлично! Обязательно пишем об этом в речевом дневнике, а также помечаем, насколько часто оно происходит, даёт ли малыш ответную реакцию гулением на ваше общение с ним, насколько интонировано гуление, и прочие значимые моменты.
Точно также и с другими этапами развития речи: лепет, появление звуков, первых слов, фраз и пр.

Имея такую информацию, вам будет проще оценить динамику развития речи, понять, быстро ли ребёнок прогрессирует, и насколько велики его успехи.

2. Обращаемся за консультацией к специалистам. Это обязательно должны быть невролог и логопед. Специалисты помогут установить причины возможной задержки и на основании этого выбрать наиболее подходящую стратегию развития именно для вашего ребёнка.
Невролог рассмотрит медицинские аспекты, возможно, назначит какие-либо исследования (ЭЭГ, узи головного мозга и пр.), а логопед окажет педагогическое содействие, оценит особенности артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, сформированности речевого дыхания, тонуса мышц.

Когда и в каком возрасте обращаться к специалистам?

Обследования у невролога малыши проходят регулярно, поэтому сообщить врачу о своём беспокойстве вы сможете во время очередного планового визита.

Что касается логопеда, минимальный возраст для посещения этого специалиста не определён. Как правило, встречаются такие данные: 3-4 года и старше. Но я не советую затягивать с визитом, поскольку отставание в речи провоцирует задержку и в других областях развития: мышление, логика, внимание, коммуникативные навыки. Кроме того, ранняя помощь всегда более эффективна.

Необходимо обязательное раннее обращение к логопеду, если:

  • в младенчестве малыш молчит, не гулит;
  • в 12-14 месяцев малыш не понимает обращенные к нему простые слова и инструкции, например: “где мячик?”, “покажи куклу”;
  • если к 2 годам ребёнок не произносит даже простых слов.

На основании своего заключения, логопед формулирует рекомендации по речевому развитию. Как правило, если серьёзных отклонений нет, то с ребёнком до 3-3,5 лет вполне может самостоятельно заниматься мама.

А вот основные направления комплексного речевого развития:

  • развитие крупной и мелкой моторики, пальчиковая гимнастика;
  • артикуляционная гимнастика (гимнастика для язычка);
  • логоритмика;
  • развитие физиологического и речевого дыхания;
  • развитие фонематического восприятия;
  • пополнение пассивного словарного запаса и активизация словаря.

 

Екатерина Петунина, мама двойняшек и практикующий логопед. Автор блога о детском развитии и речевом развитии детей.

Специально для Hipsta Mama.

 

Читайте также:

  1. Нормы речевого развития ребёнка

  2. Постановка звука «Р». Упражнения и другие хитрости логопеда

  3. Ребенок растет и меняется: что важно знать про каждый возраст

 

 

Источник фото: vsco.co/jamiemenna

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.