Развитие речи детей раннего возраста

развитие речи, занятия с логопедом, модный ребенок хипстер

Сегодня предлагаю поговорить о речевом развитии детей раннего возраста. Ошибочно думать, что развитием речи нужно заниматься, когда ребёнок уже начал говорить. На самом деле, становление речи начинается с самого раннего возраста и мы вполне можем сами способствовать этому процессу. Тем более, что это совсем не сложно. Итак, что мы можем сделать:

  • Самым важным в общении с малышом является процесс “оречевления” (или проговаривания) всего, что происходит с ребёнком и вокруг него. Причём, делаем мы это с самого рождения! Задумайтесь, как часто, держа малыша за руку или везя его в коляске, мы идём, погружённые в свои мысли и молчим. Или сидим рядом, уткнувшись в телефон, пока он возится с пирамидкой. В такие моменты важно вспоминать, что мы недодаём своему ребёнку самого важного – общения. Это так просто – разговаривать с малышом – и одновременно так МНОГО для его развития. Речь маленького ребёнка развивается по подражанию, и никак иначе!
  • Ваше речевое общение с малышом должно быть целенаправленным, предметным. У детей до года произвольное внимание практически не развито, поэтому наша задача – создавать ситуации, которые повышали бы интерес ребёнка к предмету или действию, о котором мы рассказываем. Например, расказывая об уточке, мы можем показать малышу картинку или игрушку, изобразить как она крякает, во время купания показать, как игрушечная уточка ныряет и так далее. Так у малыша формируется ассоциация слова и образа, и в дальнейшем ребёнок легко справится с просьбой: “покажи уточку”.
  • Для ознакомления малыша с новым действием, рекомендуется выполнить его вместе. Так ребёнок быстрее и точнее научится связывать слово и непосредственно действие, например: махать рукой на прощание, отправлять воздушные поцелуи, гладить котёнка и пр. То же самое касается и простых пальчиковых игр, которые доступны малышам уже к году.

развитие речи, занятия с логопедом

  • Разговаривая, рассказывая что-то ребёнку, обращайте внимание на темп своей речи. Это особенно важно с малышами до года. Говорите плавно, неспешно, даже чуть “нараспев”, акцентируя, как бы утрируя отдельные слова. Важно при этом стараться не делать речь примитивной: не коверкать звуки, не сюсюкать.
  • Поддерживайте речевое общение не только в момент игр, но и во время всех бытовых моментов: купание, одевание, еда, приготовление ко сну, массаж. Таким образом, вы будете расширять пассивный словарный запас ребёнка.
  • Малыша важно регулярно побуждать к общению, используя простые речевые образцы для воспроизведения. Это могут быть междометия: “ах, ой, на” или звукоподражания: “би-би, мяу, кап-кап, бах!”. Не стоит путать звукоподражание с намеренным упрощением речи. Звукоподражание – естественный процесс речевого развития любого ребёнка, отправная точка в вашем с малышом общении тогда, когда его артикуляционный аппарат еще не готов к произнесению полноценных слов.
  • Речевое общение всегда должно быть положительно и эмоционально, иногда взрослый может проявлять эмоции даже несколько утрировано. В первые шесть месяцев жизни малыш особенно нуждается в таком эмоциональном общении и важно даже не содержание, а веселая интонация, улыбка. Обратите внимание, и вы заметите, как оживляется ребёнок в процессе общения, как усиливаются его голосовые реакции, а значит происходит стимуляция развития речи. Также, важно поддерживать зрительный контакт глаза-в глаза и обязательно давать малышу обратную связь в ответ на его гуление и лепет, радоваться, хвалить.
  • Желательно, чтобы во время целевого речевого общения или игр не было посторонних шумовых помех. Выключите телевизор, радио, музыку (даже если они работают только фоном), обилие звуков отвлекает малыша, а ведь его внимание пока так неустойчиво.
  • Практикуйте пальчиковую, артикуляционную и мимическую гимнастику. И если с малышом до 8-9 месяцев это будет скорее пассивный вариант, когда мы сами управляем и двигаем его пальчиками, то, начиная с 9 месяцев отдельные простые действия уже доступны карапузу для самостоятельного воспроизведения. Достаточно подобрать весёлые стишки или песенки и научить его повторять за вами движения. Пусть для начала это будут всем известные: “Сорока-белобока” и “Ладушки”.

Как видите, все эти приёмы совсем не сложные и им интуитивно следует каждая мама.

Весёлых и полезных игр вам с вашими детками!

 

Екатерина Петунина, мама двойняшек и практикующий логопед. Автор блога о детском развитии и речевом развитии детей.

Специально для Hipsta Mama.

Источник фото: hellofashionblog.com

Вам также может понравиться:

  1. Мимическая гимнастика.

  2. Искусство с детьми.

  3. Ребенок растет и меняется: что важно знать про каждый возраст.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.