Чему учат самые известные методики раннего развития

Ученые уверены в том, что самое важное и самое быстрое развитие умственных способностей ребенка приходится на возраст 1–3 лет. Сами подумайте, за первые 3 года жизни ребенок учится всему-всему, сразу и быстро. Видит и сразу запоминает, все трогает пальчиками. И в это время только успевай ему подкидывать новые знания. И если вы решили заниматься с ребенком ранним развитием, стоит это делать по отработанной и зарекомендовавшей себя методике. Эксперты издательства Clever собрали самые известные методики раннего развития и рассказали, чем они отличаются друг от друга и чему они учат.

Читать по складам с Львом Толстым и Ириной Мальцевой

Автор

Лев Николаевич учил простых крестьянских детей читать по складам, а не по слогам. То есть он считал, что сначала детей нужно научить выделять звуки, а потом — складывать звуки в слоги. И помогали ему на уроках стихи-потешки, скороговорки, считалочки, ведь именно они тренируют звуковое восприятие. А потом уже можно браться за буквы. Продолжила дело великого писателя и педагога известный методист Ирина Мальцева. Сейчас она разрабатывает методики и создает «компакт-технологии» для развития самых маленьких.

Суть методики и полезные книги

Что значит, учить читать по складам? Об этом рассказывает в своих книгах «Первое чтение. Учимся быстро» Ирина Мальцева.

«Важно поддержать усилия ребёнка по прочтению слов и одновременному пониманию их смысла, — объясняет Ирина Мальцева. —  Чтобы ребёнку было легче читать, наряду с чтением по слогам в пособии «Учимся читать. От буквы к тексту» используется метод складового чтения: слова имеют разделители-дефисы в месте стыковки двух согласных букв (со-л-н-це, х-ле-б), двух гласных букв (ла-е-т), слога и одиночной гласной буквы (ю-ла, бе-лы-е), а также гласной буквы с ь (му-ра-вь-и)».

Лев Толстой предлагал своим ученикам складовое чтение именно потому, что это оптимально для начинающего читателя, так как делает чтение более естественным и лёгким. А еще Лев Толстой был уверен, что чтению ребенка можно обучать с года. Никаких занятий за столом, просто можно повесить плакат-азбуку на стенку, показывать по одной букве ребенку, называть звук. Магнитная азбука, кубики, выкладывание букв из крупы, пуговиц, лепка букв из пластилина – все это поможет запомнить «лицо» буквы, а потом уже можно переходить к складыванию букв в слоги.

Подсказки для родителей

  • Произносите буквы, как звуки, – «в», а не «вэ», «л», а не «эль», «к», а не «ка».
  • Складывайте слоги с каждой буквой алфавита: БА, ВА, ГА, ДА…

Когда начинать заниматься

От 1 года до 5 лет.

 

Лабиринты и карточки с Макото Шичида

Автор

Макото Шичида — известный японский профессор, он получил не одну награду за исследования в области развития мозговых функций. Макото Шичида разработал методику раннего развития, основанную на том, что у детей до 3-х лет правое полушарие мозга работает на подсознательном уровне и способно воспринять больше информации, чем левое. Развивая правое полушарие, можно выявить скрытые таланты, развить интуицию, научить быстро читать, понимать иностранные языки и математику.

Суть методики

Самое простое обучение, по мнению японского профессора, – это обычные карточки с картинками. Их нужно показывать малышу с 3 месяцев. Показывать карточки нужно каждый день, как можно чаще. Ведь именно так тренируется зрительная и фотографическая память. Флеш-карточки – основа методики.

Полезные книги

Многие психологи согласились с Макото Шичидa и признали книжки-малышки «Мои первые слова» — лучшими первыми книжками для детей. На каждой странице здесь фотография или рисунок какого-то предмета или животного, птицы или рыбки. Важно, что рисунки понятные и узнаваемые, фотографии – четкие и красивые. И под каждой картинкой – слово, обозначающее то, что ребенок видит на странице.

Подсказки для родителей

  • Рядом с малышом во время занятий должен быть один из родителей.
  • Распутывание лабиринтов развивает сообразительность.
  • На занятиях должны быть игры на логику, рисование, музыка и подвижные игры.

Когда начинать заниматься

От рождения и до 3 лет

 

Играем с Марией Монтессори

Автор

Она – самая известная, самая популярная. Мария Монтессори создавала для детей пространство игры, давала им полную свободу действий и возможность выбирать себе занятие. Основной упор методики был сделан на развитие мелкой моторики. Игры с мелкими предметами – бусинками, горошинами, шнурочками – помогают в развитии мелкой моторики, а значит, речи и психики.

Суть методики

  • не сравнивать ребенка с другими детьми;
  • учить самостоятельно принимать решения;
  • позволять самому выбирать себе занятие.

Подсказки для родителей

Задача родителей – создать ребенку пространство для развития – стол, за которым можно рисовать, мелкие детали, которые можно перебирать (строго под присмотром взрослого — ведь дети любят засовывать бусины себе в нос), книжки с развивающими заданиями, книжки-игрушки и развивающие пособия. Нужно дать ребёнку возможность развиваться, а с чем ему поиграть – он выберет сам.

Полезные книги

На занятиях по методике Марии Монтессори вам пригодятся книжки «Давай играть в шнурочки», где ребенок сможет сам шнуровать страницы, «вышивая» шнурками буквы и рисунки, а еще – серия «Веселые круги», книги, в которых есть и милые стихи, и окошки кружочки на каждом развороте. Эти окошки можно трогать пальчиками, а можно заглядывать в них. На развитие мелкой моторики направлены и книги серии «Тяни-толкай-крути-читай» — здесь каждый рисунок оживает, а предметы двигаются, если малыш своими ловкими пальчиками потянет за стрелочку или покрутит круг.

Когда начинать заниматься

От года до 5 лет

 

Карточки Гленна Домана

Автор

Гленн Доман – американский врач-физиотерапевт. Она работал со здоровыми детьми и теми, кому требовалось восстановление функций нервной системы. Гленн разработал методики, которые позволяли развивать мозг малышей с самого рождения.

Суть методики

Доман учит детей читать не по буквам и не по слогам, а сразу целыми словами. Суть в методики в том, чтобы показывать малышам карточки с точками, словами и картинками. Показывать быстро, но регулярно.
Таким образом, ребенок будет подсознательно запоминать целиком слова, как картинки, и сможет запоминать сразу большой объем информации.

Подсказки для родителей и полезные книги

Если хотите заниматься с детьми по такой системе, вам помогут маленькие книжки-кубики из серии «Мои первые слова». На каждой странице книжки — понятный рисунок и четко написанное слово. Малышам удобно переворачивать толстые картонные страницы крошечных книжек.

Когда начинать заниматься

Разрабатывая свою методику раннего развития, Доман был уверен, что заниматься с ребенком нужно начинать с 3-6 месяцев.

 

Ловим момент с Сесиль Лупан

Автор

Вообще-то Сесиль – актриса. Но, став матерью, она открыла для себя увлекательные развивающие занятия с дочерьми, и решила заниматься ранним развитием всерьез.

Суть методики

Самое главное в методике Сесиль Лупан – это интерес ребенка. Никаких пособий, никаких специальных приспособлений и игрушек. Все, что есть под рукой, все, что вы видите, все, о чем говорит ребенок, — все это дает бескрайний простор его развитию. По мнению Сесиль Лупан, важно внимание к ребенку. Не опека и забота, а именно внимание. А все занятия – чистая импровизация!

Подсказки для родителей

Никаких «сейчас, дружок, я расскажу тебе о белых и серых зайках»… Нет, рассказывать о зайцах нужно тогда, когда ребенок сам поинтересуется или, увидев зайца в мультфильме, спросит, что происходит с ним зимой? Вот тут-то вы и расскажете и про белую шубку, и про лису.

Полезные книги

Если вам близка такая система развития, вам понравится игра «Сюжетные картинки». В ней вы найдете карточки с рисунками, по которым можно составлять рассказы, придумывать ситуации, вспоминать названия всего, что нарисовано на картинках, обсуждать все, что придет в голову.

Когда начинать заниматься

Это «работает» в любом возрасте.

 

Учение-развлечение с Ольгой Узоровой

Автор

Ольга Узорова – педагог с 15-летним стажем преподавания в начальной школе. Она издает книги, готовит прекрасные пособия, читает лекции по собственной методике обучения и всестороннего развития детей с самого раннего возраста.

Суть методики

Ольга Узорова считает, что самое важное для малыша – правильно произносить звуки, слышать их и узнавать, ведь в этом случае и читать, и писать ребенок будет легко и правильно. В этом возрасте важен успех, важно, чтобы все получалось, чтобы на любых занятиях было весело и интересно. И тогда ребенок не скажет «не хочу в школу», а учеба будет ему по-настоящему интересна. Ведь самое главное не напугать ребенка учебой, не отбить желания узнавать новое.

Подсказки для родителей и полезные книги

Ольга Узорова – автор «Букваря. Учимся читать с 2-3 лет». Она называет его «эмоциональным» букварем, ведь многие слова и слоги в нем являются междометиями, и получается, что ребенок может прочитать очень много слов! Малыш читает «А!» И видит картинку с удивленным мальчиком. Вот и прочитал целое предложение! Видит «У», а мама объясняет: «У бабушки пирог». И ребенок чувствует себя читающим!

Когда начинать заниматься

От 2 лет

 

На заметку

Читаем по кубикам Зайцева

Кубики Зайцева не простые. Они издают звуки. То есть букву, написанную на кубике, ребенок запоминает не только глазами, но и на слух. Кубики звучат по-разному – глухо, звонко, гремят. Как погремушки, и ребенок, читая букву, слышит звук и учится различать глухие и звонкие.  Кубики бывают одинарные и двойные, большие и маленькие. Гласные и согласные различаются по цвету.

 

 

Читайте также:

  1. 8 способов развлечь ребенка в самолете без гаджетов

  2. Ребенок растет и меняется: что важно знать про каждый возраст

  3. Постановка звука «Р». Упражнения и другие хитрости логопеда

  4. Первое самостоятельное чтение

 

 

Источник фото: dailydoseofstuf.tumblr.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *