Только представьте: Америка, сумасшедшие 70-е, абсолютно свободная в самовыражении молодежь простилась с эпохой бит музыки и с восторгом встречает новую — эпоху рока! Глэм-рок, панк-рок, психоделик-рок… Новая бунтарская музыка имеет с десяток направлений и проникает всюду. Именно в тот период молодые люди, композитор Эндрю Ллойд Уэббер и автор текстов Тим Райс, сочиняют рок-оперу на самый известный библейский сюжет «Иисус Христос — суперзвезда». Вот только постановка далека от традиционных канонов воскресных церковных школ.
Всё, включая название рок-оперы, сразу же подвергается жесточайшей критике среди верующих. Ревнителям христианского благочестия не по нраву двусмысленные намеки на якобы любовную связь Иисуса с Магдалиной; откровенное соперничество с ней томного Иуды — все это естественно не пропагандировало христианские заповеди. Но и это еще не все — история о последних днях жизни сына Бога рассказана — о, ужас — Иудой и Понтием Пилатом! С арии предателя и начинается опера. Скандал!
Несмотря на разгромную критику, «Иисус Христос — супер звезда» становится популярной и со временем знаковой музыкально-драматической постановкой, культовым произведением. Песня «Superstar» выходит отдельным синглом, мгновенно взлетает на вершины чартов и звучит из каждого «утюга». Позже рок-оперу экранизируют. Причём дважды!
В России рок-оперу впервые поставили в славном городе Рыбинске в 1989 году. Партию кающейся падшей женщины должна была исполнять сама Алла Пугачева. Но, что-то пошло не так, и ее сменила Татьяна Анциферова.
С тех пор существует множество отечественных театральных вариантов рок-оперы, театры отважно и с энергией интерпретировали и предлагали свои версии произведения. Пик популярности постановки пришёлся уже на двухтысячные. В наши дни одной из самых удачных считается постановка в исполнении петербургского театра «Рок-опера».
Освоив историческую «матчасть», редакция Hipsta Mama отправилась смотреть и слушать актеров из Санкт-Петербурга.
В отличие от самого первого варианта постановки, где использовали огромное количество разнообразных технических средств, помпезных декораций и вычурных костюмов, вариант петербургского театра выглядит простым и даже скромным. Таким, как и задумывали изначально авторы произведения. Они считали, что упор нужно делать не на декорации, а на идейный посыл. Находясь вне религиозных контекстов, этот спектакль рассказывает прежде всего о любви и сострадании, что не теряет актуальности никогда. И в этом случае «блестящая упаковка», уж, точно будет лишней.
Оценивать увиденное категориями — понравилось или нет — точно не стоит. А вот заслуживает ли постановка вашего внимания? Определено да! И в первую очередь потому, что хочется самому понять причину всемирного успеха оперы. Почему уже полвека режиссеры из разных стран не перестают предлагать свои версии «Божественной суперзвезды».