Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» — 50 лет успеха

Иисус Христос - суперзвезда

Только представьте: Америка, сумасшедшие 70-е,  абсолютно свободная в самовыражении молодежь простилась с эпохой бит музыки и с восторгом встречает новую — эпоху рока! Глэм-рок, панк-рок, психоделик-рок… Новая бунтарская музыка имеет с десяток направлений и проникает всюду. Именно в тот период молодые люди, композитор Эндрю Ллойд Уэббер и автор текстов Тим Райс, сочиняют рок-оперу на самый известный библейский сюжет «Иисус Христос — суперзвезда». Вот только постановка далека от традиционных канонов воскресных церковных школ.

Всё, включая название рок-оперы, сразу же подвергается жесточайшей критике среди верующих. Ревнителям христианского благочестия не по нраву двусмысленные намеки на якобы любовную связь Иисуса с Магдалиной; откровенное соперничество с ней томного Иуды — все это естественно не пропагандировало христианские заповеди. Но и это еще не все — история о последних днях жизни сына Бога рассказана — о, ужас — Иудой и Понтием Пилатом! С арии предателя и начинается опера. Скандал!

Несмотря на разгромную критику, «Иисус Христос — супер звезда» становится популярной и со временем знаковой музыкально-драматической постановкой, культовым произведением. Песня «Superstar» выходит отдельным синглом, мгновенно взлетает на вершины чартов и звучит из каждого «утюга». Позже рок-оперу экранизируют. Причём дважды!

Иисус Христос - суперзвезда

В России рок-оперу впервые поставили в славном городе Рыбинске в 1989 году. Партию кающейся падшей женщины должна была исполнять сама Алла Пугачева. Но, что-то пошло не так, и ее сменила Татьяна Анциферова.

С тех пор существует множество отечественных театральных вариантов рок-оперы, театры отважно и с энергией интерпретировали и предлагали свои версии произведения. Пик популярности постановки пришёлся уже на двухтысячные. В наши дни одной из самых удачных  считается  постановка в исполнении петербургского театра «Рок-опера».

Освоив историческую «матчасть», редакция Hipsta Mama отправилась смотреть и слушать актеров из Санкт-Петербурга.

В отличие от самого первого варианта постановки, где использовали огромное количество разнообразных технических средств, помпезных декораций и вычурных костюмов, вариант петербургского театра выглядит простым и даже скромным. Таким, как и задумывали изначально авторы произведения. Они считали, что упор нужно делать не на декорации, а на идейный посыл. Находясь вне  религиозных контекстов, этот спектакль рассказывает прежде всего о любви и сострадании, что не теряет актуальности никогда. И в этом случае «блестящая упаковка», уж, точно будет лишней.

Оценивать увиденное категориями — понравилось или нет — точно не стоит. А вот заслуживает ли постановка вашего внимания? Определено да! И в первую очередь потому, что хочется самому понять причину всемирного успеха оперы. Почему уже полвека режиссеры из разных стран не перестают предлагать свои версии «Божественной суперзвезды».

 

 

 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.