Без дефицита: какие витамины нужны ребенку, чтобы лучше учиться

Без дефицита: какие витамины нужны ребенку, чтобы лучше учиться

С началом учебного года у школьников всех возрастов резко возрастает нагрузка. Новые занятия, насыщенная школьная программа, требования к успеваемости и внешкольные занятия — нашим детям приходится много с чем справляться. И, чтобы им на все хватало сил и энергии, необходимо позаботиться о хорошо сбалансированном питании, режиме дня и витаминах в детском рационе. О том, как не допустить авитаминоза и какие именно питательные вещества необходимы детям и подросткам, — рассказывают врач-педиатр и семейный доктор.

Витамины (от лат. vita – жизнь) – незаменимые питательные микроэлементы, обладающие высокой биологической активностью и регулирующие биохимические процессы в организме. Их недостаток или отсутствие приводят к нарушению обмена веществ, снижению физической и умственной работоспособности, быстрой утомляемости, а также отрицательно сказываются на росте и развитии детей.

Витамины – это особые вещества, необходимые организму для полноценной работы. Сами по себе они не обладают пищевой ценностью, но при этом регулируют обменные процессы, катализируют биохимические реакции и помогают в усвоении многих минеральных компонентов. Витамины поступают в организм с едой и частично синтезируются кишечной микрофлорой. Однако условия жизни, питание, факторы внешней среды, различные заболевания приводят к дефициту этих веществ и нарушению процессов усвоения. Дефицит витаминов является одной из важных причин ухудшения здоровья детей.

Без дефицита: какие витамины нужны ребенку, чтобы лучше учиться

Галина Михайловна Филатова, врач-педиатр высшей квалификационной категории, диетолог, кандидат медицинских наук, эксперт компании Solgar: «Организм ребенка особенно чувствителен к недостатку витаминов, так как он постоянно растет и развивается. Витаминный дисбаланс отрицательно сказывается на обмене веществ, снижает уровень работоспособности, ведет к быстрой утомляемости. Наряду с этим из-за недостатка витаминов снижается способность иммунной системы противостоять действию патогенных факторов и неблагоприятному воздействию внешней среды. Многочисленные исследования, проводимые в различных регионах совместно с Институтом питания, показали, что за последние годы обеспеченность витаминами населения России существенно ухудшилась. У 70-80% детей отмечается дефицит 3-х и более витаминов. Также выявлено, что у российских детей дефицит витаминов имеет характер полигиповитаминоза и является круглогодичным, то есть не улучшается даже в летние месяцы».

По статистике, у 90 % детей с 7 до 18 лет наблюдается недостаточность или дефицит витамина D, у 70–80% — дефицит йода, 30–40% детей страдают от нехватки кальция, 24−63% – от скрытого дефицита железа, а 16−47% – от ярко выраженной анемии (дефицита железа). Часто нежелание детей употреблять в пищу животные белки приводит к нехватке витамина В12, а в подростковом возрасте из-за однообразного или не вполне полноценного питания проблемой часто становится недостаток витамина С.

Очевидно, что дисбаланс витаминов в организме необходимо регулировать. Но как именно сделать этот процесс легким и приятным для ребенка?

Галина Михайловна Филатова: «Возможность обеспечить ребенка всеми необходимыми витаминами за счет исключительно натуральных продуктов питания выглядит довольно привлекательной, но в реальности она мало достижима, ведь содержание витаминов в овощах и фруктах широко варьируется в различные сезоны. Поэтому специалисты настоятельно рекомендуют включать в рацион различные витаминно-минеральные комплексы. В частности, в виде специально созданных для детей мармеладных пастилок, содержащих исключительно натуральные компоненты и обладающих приятным вкусом. Например, для поддержания прочности костей и зубов во время их роста подойдут пастилки “Ю-кьюбс с кальцием и витамином D3”, а для поддержки иммунитета и бодрости – “Ю-кьюбс с витамином С”. Обычно дети хорошо воспринимают приём витаминных препаратов в таких формах».

В период высокой учебной нагрузки следует принимать поливитаминные комплексы, содержащие витамины группы В (В6, В12), магний, Омега 3 полиненасыщенные жирные кислоты, карнитин и холин. Их сочетание помогает усилить умственную деятельность, лучше справляться с психоэмоциональной нагрузкой и общаться с учителями и одноклассниками, а также повышает иммунитет, ведь не каждый организм может самостоятельно противостоять вирусам и бактериям в плохо проветриваемых помещениях с часто болеющими одноклассниками.

Наталья Сергеевна Маджугина, врач общей практики, семейный врач, эксперт компании Solgar: «Витамины группы В и магний поддержат работу нервной системы. Для этого в рационе должны быть крупы – гречневая и овсяная, зелень, зеленые овощи (брокколи, огурцы, авокадо) орехи, фасоль, морская рыба (желательно, дикого вылова), мясные продукты (индейка, кролик, телятина), фрукты, молочные продукты, розовая гималайская или морская соль. Суточная потребность в магнии колеблется от 100 до 400 мг в сутки, в зависимости от возраста. Принимать его лучше в специальных “детских” формах – глицината (бисглицината) или цитрата магния. Что касается витаминов группы В, то в профилактических целях лучше использовать специальные комплексы, содержащие весь спектр:

  • B1 – тиамин;
  • B2 – рибофлавин;
  • B3 (PP) – ниацин (никотиновая кислота);
  • B5 – пантотеновая кислота (в виде пантотената кальция);
  • B6 – пиридоксин(в форме передоксаль-5-фосфат);
  • B7 – биотин;
  • B9 – фолиевая кислота, лучше в виде метилфолата;
  • B12 – цианокобаламин (активные формы метилкаболамин/аденозилкаболамин).

Профилактические дозировки каждого витамина также зависят от возраста. Полезным добавлением в сентябре также станет витамин D, для поддержания иммунитета, фосфорно-кальциевого обмена и других важных функций».

Также очень важно помнить, что осенне-зимний период является непростым не только для детей, но и для взрослых. Более того, эмоциональное состояние взрослого во многом влияет на психологическое состояние ребенка. Поэтому стоит помнить и регулярно практиковать известный принцип: «сначала наденьте маску на себя, потом на ребенка».

 

Читайте также:

  1. Как помочь ребенку адаптироваться к школе?

  2. Как вырастить билингвального ребёнка? — Добавьте эмоций!

  3. 7 полезных книг для родителей про то, как адаптировать ребенка к детскому саду и школе

 

Источник фото: Аnalia Baggiano, Alexander Grey // Unsplash

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.