Ищем сотрудников – с чего начать новичку

как искать сотрудников

Вы — активная мама, организовавшая свой собственный небольшой бизнес? Шьете, вяжете, печете кексы или обучаете детей? В какой-то момент каждый небольшой бизнес сталкивается с потребностью расширяться, а это значит, нужно искать новых людей в компанию. Порой кажется, что самостоятельно справиться с этой задачей очень сложно: а вдруг человек окажется ненадежным, а вдруг уровень его профессионализма будет сложно точно определить, и т.д. Поэтому многие, боясь делать шаг вперед, продолжают топтаться на месте и выполнять всю работу самостоятельно, вместо того, чтобы передать часть обязанностей новому сотруднику. Чтобы развеять свои страхи и разобраться в тонкостях поиска персонала, читайте рекомендации Анны Карповой, HR-менеджера большого международного кадрового агентства.

«В данной статье речь пойдет о поиске персонала для непрофессионалов в сфере HR, имеющих свой небольшой бизнес и впервые столкнувшихся с необходимостью поиска для себя помощников,сотрудников. Я разберу два основных раздела для поиска персонала новичку: 1. Кого искать? 2. Где искать и как искать?

  • Кого искать?

Итак, с чего же начать человеку, который хочет найти для себя или своего бизнеса подходящего сотрудника или помощника? Начать надо с определения и понимания того, кто нужен и для чего. Да, да, именно так. Зачастую люди знают, что им нужна помощь, одному уже не потянуть, но какая именно помощь, в чем конкретно она будет выражаться, многие четко с ходу определить не могут. Советую основательно продумать, прежде всего, какие именно обязанности, функции вы хотите и можете возложить на нового сотрудника. Что он будет делать и в каком объеме. Отдайте новичку определенный блок работы. Иначе помощь просто превратится в ряд разовых поручений и хаос, а времени все равно ни на что хватать не будет. Эффективнее и нагляднее составить письменный список обязанностей.

Второй момент это то, готовы ли вы обучать новичка, нужно ли это (безусловно да, если у вас новое оборудование или лично ваше изобретение)? Или вам нужен готовый профессионал своего дела (бухгалтер, водитель и т.д.)? Сколько вы готовы потратить времени и ресурсов на его обучение? Это важный момент, потому что от этого и, как следствие, от квалификации и опыта вашего сотрудника будет зависеть и его оплата труда, а значит, ваши дальнейшие расходы на персонал на постоянной основе. Вы должны учитывать свои возможности по оплате труда сотруднику, исходя из реальной ситуации и прибыли вашего дела в данный момент времени. Не стоит надеяться на то, чего еще нет и обещать золотые горы. Всегда можно добавить премиальные выплаты по результатам работы, а вот не заплатить обещанное чревато неприятностями и плохой репутацией. Поэтому ищите сотрудников с зарплатными ожиданиями, равными вашим нынешним возможностям.

Обязанности определили (исходя из их объема вы поймете и нужный вам график работы специалиста), зарплату установили – ищем? Пока нет. Немаловажным фактором является и психологический портрет вашего идеального кандидата в помощники. Советую подбирать сотрудников под себя, т.е. учитывая и свой психотип, свои особенности, характер, принципы + личностные особенности кандидатов, а не только профессиональные качества сотрудника. Многие менеджеры по подбору спорят насчет этого момента, но в малом бизнесе вы работаете на себя и берете помощника себе, поэтому считаю абсолютно оправданным такой подход. Зачем вам человек, который изначально видит мир другими глазами, придерживается других правил поведения этики и морали? Определите для себя идеального кандидата, подумайте над тем, с чем вы никак не готовы мириться (курение, ругательства, неопрятный внешний вид и т.д., как примеры), и на какие моменты сможете закрыть глаза ради процветания бизнеса. Исходя из этого сразу составьте вопросы для кандидата, отражающие важные для вас моменты.

Далее обдумайте ряд моментов, касающихся социального пакета и оформления. Будете ли вы оформлять сотрудника в свою компанию или воспользуетесь сторонней компанией (аутсорсинг персонала), оформите по трудовой книжке или это будет гражданско-правовой договор, договор подряда. Будете ли вы предоставлять и оплачивать отпуск своему сотруднику, мобильную связь и т.д., как и когда будете оплачивать труд? Про все тонкости в российском трудовом законодательстве вы сможете прочитать сами или обратиться к экспертам. Это отдельная немаловажная тема, но это обязательно следует учесть при поиске персонала.

Все сделанные вами умозаключения лучше оформить на бумаге в печатном виде. Это пригодится вам при составлении текста вакансии, а также будет служить шпаргалкой при проведении собеседования.

o-WOMEN-BUSINESS-facebook

  • Где искать и как искать?

Вы составили портрет кандидата. Следующий шаг – определить источники поиска. Если вы хорошо знаете кто вам нужен, то и ответ, где такого человека искать, должен напрашиваться сам. Но разберем основные источники для обычного поиска.

  1. Интернет ресурсы:

  • Сайты по подбору персонала, платные и бесплатные, самые надежные и известные – платные: HH.ru; Superjob.ru; Rabota.ru; Job-mo.ru; Job.ru. На самом деле, их сотни. Если рассматривать регионы, то, помимо общероссийских сайтов, в каждом городе есть, как правило, свой работный сайт, который очень популярен. Поисковики помогут вам найти такой. Основное правило, которое поможет понять сразу стоит ли использовать тот или иной сайт – это даты и количество последних обновлений резюме и вакансий. Если они ежедневные, то сайт рабочий. А если вы видите, что последние публикации были более недели или месяца назад – не тратьте свое время, сайт не рабочий. Еще один маленький секрет для экономящих свое время и не желающих публиковать объявления на всех сотнях сайтов – при поиске нового нужного вам работного (или аналогичного) сайта через поисковик (Яндекс, Гугл) в строке поиска вводите не «ищу сотрудника в Воронеже» или «резюме бухгалтера в Воронеже» (хотя и это тоже верно, конечно), например, а то что набрал бы предполагаемый кандидат, т.е. «работа в Воронеже», «ищу работу в Воронеже», «вакансии бхгалтера» и т.д. Таким образом вы попадете именно на те сайты, на которые попадет ваш потенциальный сотрудник, и оставите объявление именно там, где больше вероятность сотруднику его найти. К тому же, первыми в результатах поиска выпадают самые известные и крупные сайты. Работные сайты можно использовать абсолютно для всех категорий персонала из всех сфер, в т.ч. и для поиска домашнего персонала, специалистов без опыта. Отдача хорошая, резюме много, удобный поисковик по нужным вам критериям, автоподбор свежих резюме, дополнительные сервисы. Плюсов масса. Из минусов только цена (хотя сейчас много оптимальных пакетов отдельно для просмотра резюме или публикации вакансии) и необходимость регистрации и подтверждения своего статуса. Некоторые сайты отказывают частным лицам в регистрации, если нет юридически присвоенного статуса — ИП, ООО и т.д..
  • Обычные информационные сайты и доски объявлений (Авито, Из рук в руки и т.д.). Везде есть рубрика – ищу работу и ищу сотрудников. Сейчас эти источники не менее популярны и главное – значительно дешевле или вовсе бесплатны. Требуют минимальной регистрации, необходимо просто указать свой почтовый ящик и контакты. Из минусов – нет структурированного поиска по определенным критериям (пол, возраст кандидата, опыт работы, зарплата и т.д.), т.е. нужно перелопатить все резюме самостоятельно от и до.
  • Форумы, профессиональные сайты-сообщества. Подходят для определенной направленности поиска. Например, если вам нужна мама в декрете на частичную занятость, то проще ее будет найти на женском или детском сайте/форуме, зайдя в соответствующую рубрику или создав ее самому. Вряд ли такая мама опубликует свое резюме на работном сайте. Также существуют специальные сайты, например, для парикмахеров, помощников по хозяйству, нянь (например, Помогатель.ру), для репетиторов. Специалисты узкой направленности чаще публикуют информацию о себе именно на таких сайтах, чем обычные офисные сотрудники – секретари, бухгалтеры, менеджеры и т.д.
  1. Газеты, печатные СМИ.

    Сейчас этот ресурс практически не используется в крупных городах для поиска одного-двух рядовых сотрудниках, но рассмотреть его стоит. В маленьких городках зачастую это — единственный источник инфомации, и отклик от вашего объявления может быть велик. Если говорить о массовом поиске персонала (открытие новых магазинов, складов, производства и т.д.), то ресурс оправдан. Газеты могут быть как целевой направленности для ищущих работу, так и просто рекламно-информационные, популярные в нужном вам регионе. Подать объявление можно самому напрямую, позвонив в отдел размещения (номера есть в каждом номере), так и через рекламные агентства (в некоторых газетах также есть список сотрудничающих с газетой агентств) – иногда это бывает проще и даже дешевле.

  2. Листовки.

    Для раздачи, в почтовые ящики, для расклейки. Для поиска одного-двух сотрудников сработает только в маленьких населенных пунктах (можно напечатать самому), а для массового подбора требует больших затрат на изготовление и распространение листовок при не всегда оправданном результате. Следует также помнить, что несогласованная расклейка объявлений без разрешения влечет за собой ответственность и штрафы.

  3. Кадровые агентства.

    Сюда же можно отнести и фрилансеров – менеджеров по подбору персонала, работающих на себя, чаще всего неофициально. Для малого бизнеса этот способ оправдан, если вам необходим действительно редкий специалист или у вас вообще нет времени и желания на самостоятельный поиск, и вам позволяют финансы. Также агентству стоит доверить подбор, если вам нужно переманить какого-то конкретного кандидата, или кандидата из определенных компаний (хэдхантинг). Такие переговоры стоит доверить профессионалам. Стоит помнить о том, что вы освобождаетесь лишь от самого процесса поиска, итоговые собеседования с кандидатами проводить именно вам, на это все равно придется время выделять. Плюс в экономии времени на поиск, на отсеивание неподходящих кадров, а также в бесплатной замене. Как правило, во всех агентствах предусмотрена одна бесплатная замена кандидата в случае его ухода (по вашей или его инициативе) на испытательном сроке (от 1 месяца до шести). Это стоит прописать в договоре, также как и стоимость и сроки оплаты. В крупных агентствах вы платите только по факту выхода кандидата на работу, без предоплаты за поиск. Сейчас многие агентства оказывают услугу аутсорсинга персонала, т.е. они могут не просто подобрать вам нужного специалиста, но и оформить его к себе в штат (об этом говорилось выше), полностью юридически за него отвечать, оформлять с ним все документы, перечислять ему зарплату и т.д.. Вам нужно лишь заключить с агентством договор с прописанными условиями и ежемесячно платить сумму по счету, включающему сумму заработной платы сотрудника и гонорар агентству. Зачастую это гораздо удобнее, чем брать все это на себя и нести риски. Все ньюансы вам сможет рассказать менеджер от такой аутсорсинговой компании.

  4. Поиск через знакомых, друзей, родственников.

    Единственный момент этого пункта, на который хочу обратить внимание – как показывает практика многих руководителей – лучше не брать себе на работу этих самых друзей и родственников. Искать через сарафанное радио – да, брать на работу «своих» — нет. Отношения однозначно портятся, управлять людьми сложнее. Бывают редкие исключения, но они действительно редкие, например, семейный бизнес. Решать, безусловно, вам.

В завершение хочу сказать, что какой бы способ поиска персонала вы ни выбрали, это лишь начало на пути к появлению у вас нового работника. При правильном подходе вы можете значительно сократить временные и финансовые затраты на этом этапе.

Удачного всем поиска!»

 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.