В прошлый раз мы обсуждали важный вопрос, как и где искать персонал для себя или своего бизнеса. Допустим, резюме найдено, встреча назначена. Что дальше? Как беседовать? О чем спрашивать? Как себя позиционировать? Об этом пойдет речь в очередной статье Анны Карповой, HR-менеджера большого международного кадрового агентства, которая поможет вам разобраться в тонкостях разных видов интервью и провести собеседование, как это делают настоящие профи.
«К каждому собеседованию вы должны готовиться. Никакой спонтанности. Заранее распечатать и внимательно ознакомиться с резюме, сделать пометки о том, что непонятно или необходимо уточнить в самом резюме. И, конечно, вы должны заранее выбрать для себя модель интервью, из этого будут формироваться вопросы. Ниже коротко об особенностях, плюсах и минусах каждого вида собеседования (интервью).
Мы разберем особенности и плюсы таких видов интервью, как:
- Телефонное интервью
- Традиционное собеседование
- Стресс-интервью
- Командное интервью
- Групповое собеседование
- Ситуативное интервью
- Структурированное поведенческое интервью.
Телефонное интервью
- Самая начальная фаза процесса отбора кандидатов
- Цель – сужение поля поиска
- Быстрота и экономичность
- Отсев неподходящих кандидатов
- Кратко уточняется опыт кандидата и пробелы в резюме, дается уточняющая информация по вакансии
- Время краткого телефонного интервью — от 5 до 15 минут
Удаленное интервью по телефону
- Используется при региональном поиске
- Экономичность на предварительном этапе, по сравнению с личными выездами и командировками
- Подробное интервью, заранее подготовленное, вопросы по компетенциям
- Время удаленного интервью по телефону — от 15 до 60 мин..
- Недостатки: не позволяет оценивать невербальные особенности поведения соискателя и внешний вид.
Традиционное собеседование
« Расскажите нам немного о себе…» — так начинаются 90% классических интервью. Это — самая распространенная форма интервью в малом и среднем бизнесе, поэтому остановимся на нем подробнее.
Особенности:
- Вопросы предсказуемы, носят теоретический характер.
- Кандидаты могут рассуждать о своем опыте и знаниях в общих чертах
- Лишь некоторые вопросы могут быть нацелены на получение более подробной информации
- Кандидаты могут взять инициативу в беседе в свои руки
- Собеседование может перейти к процессу налаживания взаимоотношений
- Собеседование в значительной степени зависит от честности кандидата
- Мнение интервьюера больше основывается на интуиции.
Советую строить беседу, выделив основные блоки. Так будет проще вам и кандидату. То есть хоть как-то структурировать вашу беседу.
Итак, этапы классического собеседования:
Этап 1. Приветствие.
Обязательно представьтесь и проговорите, чего ожидать кандидату от вашей беседы, и как она будет проходить. Ниже пример.
«Добрый день, меня зовут Анна, собственник компании «…..», я занимаюсь поиском персонала… Наша с Вами беседа будет строиться следующим образом: сначала вы расскажете мне о себе, все что считаете нужным, я буду задавать вам вопросы по ходу вашего рассказа и после него. Затем я расскажу вам о компании и о вакансии, и вы также сможете задать мне свои вопросы. В ходе нашей беседы я могу делать некоторые пометки и записи, пустьвас это не смущает, это делается для того, чтобы потом ничего не забыть.»
Этап 2. Рассказ кандидата о себе.
Обращаем внимание на то, как говорит человек, есть ли дефекты и связность в речи, логика в рассказе, последовательность, навыки самопрезентации, длительность рассказа, уверенность в себе, подробный ли рассказ и т.д.. Плюс оцениваем невербальные знаки: дергает ли человек ногой, чешет ли нос, щелкает авторучкой, поправляет волосы, ерзает на стуле или просто сидит и спокойно рассказывает.
Этап 3. Вопросы к кандидату.
Список вопросов зависит от полноты рассказа кандидата.
Примерные вопросы классических интервью:
Профессиональные:
- Образование. Если незаконченное – график учебы, сессии и т.д. Законченное – причина выбора специальности, какое дополнительное образование.
- Опыт работы: где, когда, сроки, причины ухода, обязанности, причины смены сфер деятельности…
- Профессиональные знания, навыки и умения. Знание ПК, языка или спец.программ.
- Перспективы карьерного роста, как скоро, каковы планы на будущее.
- Какую работу ищет сейчас и почему (особенно если несколько должностей, сфер деятельности).
- Мотивация в работе – материальная (уровень зарплаты, ее составляющие) и нематериальная (соц.пакет, карьерный рост, тренинги и т.д.)
- Предпочтительные условия работы: график, месторасположение офиса.
- Важна ли для кандидата сфера деятельности компании? Почему?
- В какой компании кандидат не хотел бы работать? (можно даже названия или общие примеры).
Личные:
- Семейное положение, дети (+планы)
- Место проживания, рождения, условия проживания
- Хобби, занятия в свободное время
- Отношения к переработкам
- Наличие авто (если необходимо)
- Попросить описать идеального для кандидата руководителя и коллектив?
- Какая работа является идеальной?
- По каким причинам кандидат мог бы уволиться на испытательном сроке?
Дополнительные:
- Попросить привести примеры случаев, когда руководитель был не прав.
- Как долго кандидат можете работать без отпуска?
- Как часто кандидат брал больничные на предыдущих местах работы?
- На что кандидат готов ради продвижения по карьерной лестнице?
- Видит ли он разницу между профессиональным и карьерным ростом? Что для него важнее?
- Что кандидат будет делать, если его не отпустят в отпуск в желаемые даты?
- Готов ли он по личной просьбе руководителя работать в праздничные дни?
- Готовы ли он обучаться для профессионального роста в нерабочее вечернее время? Оставаться после работы? Как часто?
Этап 4. Рассказ о компании и вакансии.
На этом этапе нужно максимально заинтересовать кандидата вакансией. Ответы на вопросы кандидата. Важно понять из вопросов, что максимально важно для него в работе. Интересуется ли кандидат особенностями вакансии, обязанностями и т.д. или интересен только соц.пакет, оплата. Или же вообще нет вопросов.
Этап 5. Прощание. Обратная связь.
Необходимо поблагодарить кандидата за беседу и потраченное время, даже если вы уже понимаете, что не подходите друг другу. Всегда озвучивайте сроки обратной связи, а также, кто должен первым выйти на связь. Если обещали перезвонить или написать – обязательно сделайте это даже в случае отказа кандидату».
Заглавное фото: www.garancedore.fr