«И они посидели еще немного. Потом еще немного, а потом еще немного… И еще немного, пока, увы, совсем ничего не осталось». Думаете, это история про то, как Винни-Пух и Пятачок ходили в гости к Кролику? А вот и нет! Эта с детства знакомая цитата как нельзя лучше описывает процесс бесконечного откладывания на потом дел – важных, но сложных, пугающих или скучных.
Например, в выходной вы собирались убраться в квартире. Работы-то на пару часов. Но грязно, хлопотно… Вы зашли в интернет и посидели немножко в Facebook. И еще немножко ВКонтакте. Почитали новости. Нашли забавное видео на YouTube. Потом подумали: «Не выпить ли мне чаю?». И, пожалуй, еще одну чашечку! А потом позвонили подруге и поболтали с ней немножко. И еще немножко… И тут оказалось, что на уборку совсем не осталось времени. День незаметно подошел к концу, а запланированное дело так и не сдвинулось с места. Знакомо? И, согласитесь, в таком ключе бессчетные «еще немного» звучат совсем не так забавно, как в классике советской мультипликации.
Прокрастинация осложняет нам жизнь – факт. Тем не менее, она не страшный враг, которого надо уничтожить любой ценой, а зашифрованное послание нашего организма.
Откладывать можно выполнение не только бытовых задач (помыть окна, сдать одежду в химчистку), но и рабочих (доделать проект или отчет, написать важное письмо), и личных (наконец-то навестить родителей, поздравить друга с прошедшим днем рождения). Можно таким образом затягивать и принятие глобальных решений, вроде переезда на другую квартиру или в другую страну, смены работы, замужества… Очень часто в подвешенном состоянии оказываются сразу несколько дел, больших и малых.
Не всегда осознанное и, кажется, непреодолимое стремление занять себя чем угодно, лишь бы не делать то самое нужное дело, которое в итоге переносится на вечер, на завтра или на следующую неделю, называется мудреным словом «прокрастинация». Слово это пришло к нам не так давно из английского языка, но корни у него латинские (proctrastinare – откладывать, затягивать). Вероятно, древние римляне, собираясь взяться за какой-то насущный вопрос, тоже находили тысячу поводов еще чуть-чуть поотлынивать. С той лишь разницей, конечно, что им приходилось проявлять бóльшую изобретательность – интернета-то у них не было.
Но шутки в сторону. Давайте разберемся, почему мы порой месяцами, а то и годами откладываем на завтра то, что можно без проволочек сделать прямо сейчас.
Прокрастинация осложняет нам жизнь – факт. Тем не менее, она не страшный враг, которого надо уничтожить любой ценой, а зашифрованное послание нашего организма. И чтобы разорвать порочный круг отсрочек и переносов на потом, нужно это послание разгадать. Для этого нужно прежде всего понять, какой характер – локальный или глубинный – носит ваше нежелание браться за дело.
В первом случае речь идет о ситуативной прокрастинации, то есть такой, которая вызвана изменением ситуации. Например, вы всегда работаете в офисе, а сегодня по какой-то причине остались дома, и вам нужно выполнить ту же самую работу дистанционно. Возможно это не разовая практика, а вы вообще решили перейти с офисной работы на фриланс – не важно. Важно, что в первое время вам будет очень трудно работать эффективно в непривычной обстановке. С ситуативной прокрастинацией справиться легче всего: достаточно следовать основным правилами тайм-менеджмента.
- Начните с организации рабочего пространства, определите его границы и поддерживайте в нем порядок. Пусть все необходимое будет под рукой, чтобы не приходилось отвлекаться на поиски нужных книг, канцелярских принадлежностей, флешек…
- Установите четкий график, поделив день на рабочее время и время отдыха, и старайтесь из этого графика не выбиваться.
- Составляйте с вечера список дел на день и начинайте с самых срочных и важных. Даже если не знаете, с какой стороны подступиться к тому или иному делу, просто начинайте! И не хватайтесь сразу за несколько задач – сперва доведите до логического завершения какую-то одну (или ее часть), и только потом беритесь за вторую. Если это поможет вам не распыляться, распишите день по часам.
- Работая над крупным проектом, составляйте поэтапный план. Вы можете написать его от руки или в электронном виде (к вашим услугам как обычные текстовые редакторы, так и множество специальных программ-органайзеров); он может представлять собой связный текст, перечень, схему, таблицу… Главное наметьте конкретные сроки завершения каждого этапа и учитывайте их при формировании списка дел на каждый день.
- Составляя все эти графики, планы и списки, реалистично оценивайте свои возможности! И не забывайте оставлять дополнительное время для мелких дел, которые возникают спонтанно и требуют быстрого выполнения – ответов на письма, телефонных звонков…
Вышеперечисленные правила помогут работать эффективно, если вас расхолаживает непривычная атмосфера. Но прокрастинация, как вы уже знаете, может иметь более сложные и глубинные причины, чем дискомфорт от смены декораций. В этом случае откладывание, скорее, симптом, а вот его причина и есть главная проблема, которую необходимо проработать. Этот опыт может быть действительно сложным и малоприятным, но он совершенно точно позволит вам лучше узнать саму себя и, в конечном итоге, быстрее и естественнее двигаться к своим целям.
С ситуативной прокрастинацией справиться легче всего: достаточно следовать основным правилами тайм-менеджмента.
Если вы уже давно затягиваете с выполнением какого-то дела, будь то написание диссертации или встреча с новым клиентом, особенно, если проволочки вызывают у вас чувство вины и отрицательные эмоции, но все равно «воз и ныне там», важно понять, почему вы так упорно избегаете намеченного. Спросите себя: «А что я делаю, когда не делаю нужного?»
Возможно, пресловутый воз не трогается с места, потому что в промедлении для вас есть вторичная выгода (так в психологии называют преимущества, которые человек, часто сам не отдавая себе в этом отчета, получает от проблемной ситуации). Не мешает ли дело, которое вы постоянно откладываете, удовлетворению какой-то другой вашей потребности? Если да, то изобретая все новые отсрочки, ваш мозг лишь пытается помочь вам. Простой пример. Вы работаете организатором детских праздников и никак не можете заставить себя сосредоточиться на новом заказе: опаздываете на встречи с клиентами и партнерами, постоянно отвлекаетесь на другие дела… И ведь не потому, что вам лень и вы злостная халтурщица! Просто эта работа – не то, чем вы действительно хотите заниматься. А пока вы заняты ею, ваша истинная потребность – разрабатывать дизайн интерьеров или, например, открыть собственную кулинарную школу – не удовлетворяется.
В подобных случаях вы «устраиваете саботаж» неосознанно – просто организм посылает вам сигнал: «Замедлитесь! Прислушайтесь к себе и поймите свои истинные желания!». Внять этому призыву стоит. Как минимум потому, что проблема может быть и не в необходимости сменить профессию. Иногда мы просто забываем отдыхать и перегружаем себя делами. Так что той самой неудовлетворенной – иначе говоря, фрустрированной, – потребностью может оказаться потребность в отдыхе.
Прокрастинация может быть и способом избегания вещей, которые вызывают у вас самые разные страхи, не обязательно, опять-таки, до конца осознанные. Например, откладывать важные дела вас может заставлять страх неудачи. Чтобы справиться с ним, обратитесь к своему багажу побед (у вас ведь многое получается, с чего вы взяли, что не получится это?) и поражений (да, не из всех ситуаций вы выходите победительницей, но так ли это страшно?). В вашем прошлом непременно найдется опыт, который будет вам полезен.
…изобретая все новые отсрочки, ваш мозг лишь пытается помочь вам.
Другая возможная причина – страх несоответствия ожиданиям окружающих и страх оценки. Откладывая на потом дела, за которые вас могут осудить другие, вы избегаете лишнего напряжения сил. «Если я не могу сейчас справиться с задачей безукоризненно, то и начинать пока не стоит. Вот потом…», – думаете вы. Это загадочное «потом» наступит, когда вы прочитаете с десяток толстых фолиантов, получите еще три диплома и пять сертификатов, и вообще постигните дзен. Но, скорее всего, оно не наступит вовсе – идеал, как известно, недостижим, а перфекционизм вряд ли позволит вам представить на суд окружающих несовершенную работу. Вы не узнаете, что о вас подумают (и еще подумают ли?), пока не сделаете то, чего хотите. Ориентируйтесь на себя, свои возможности и ограничения. И пробуйте! Даже если получится не сразу, вы уже сделаете шаг к цели.
К систематическому откладыванию приводит порой не боязнь какого-то конкретного негативного исхода, а ощущение неопределенности и тревога, причем как связанные с делом, которое вы никак не соберетесь начать и/или довести до конца, так и нет. Чтобы сдвинуться с мертвой точки, важно перестать искать защиту и опору вокруг себя и найти ее внутри. Как прекрасно сказала Одри Хепберн, если вам понадобится рука помощи, знайте: она всегда при вас – ваша собственная. Именно эта возможность опереться на саму себя позволит вам не терять голову в сложных ситуациях, от которых, увы, никто не застрахован, и легче переносить их. Поддержку близких при этом никто не отменял: разговоры «за жизнь», совместные дурачества, нежные объятия – отличный ресурс, источник энергии, необходимой, чтобы двигаться дальше. Такими источниками энергии, впрочем, могут быть и чашка ароматного кофе, и любимая, зачитанная до дыр книжка, и возможность хорошенько выспаться…
Чтобы сдвинуться с мертвой точки, важно перестать искать защиту и опору вокруг себя и найти ее внутри.
Часто прокрастинация – следствие негативного опыта, полученного вами ранее. К примеру, в детстве вас постоянно заставляли делать что-то быстро – быстрее, чем вы хотели, а может быть и объективно могли. Вы давно выросли, ваши знания и возможности гораздо больше, чем в 5 лет, а организм по привычке сопротивляется, когда нужно выполнить какую-то задачу за короткий срок. Но ведь вы совершенно не обязаны всю жизнь проигрывать один и тот же неудачный сценарий! В конце концов, если вам некомфортно работать в сжатые сроки, приступайте к делу заранее, а если это уже невозможно – попробуйте договориться об отсрочке дедлайна.
Список причин прокрастинации можно продолжить. Например, проблема может корениться в вашем нежелании брать на себя ответственность.
А может в вашей жизни сейчас просто есть другое, более значимое дело, эмоционально заряженная ситуация, отнимающая львиную долю сил и энергии? Если это так, стоит вспомнить постулаты тайм-менеджмента и не распыляться: уделите той, первой, ситуации больше внимания, разрешите ее, и со спокойной душой, не откладывая, занимайтесь другими делами.
Надежда Ерофеева специально для Hipsta Mama.
Пингбэк: Уставшая мама: хватит бегать по кругу | Hipsta Mama