В сентябре школы откроют свои двери для первоклассников. Уже с апреля начинается полная подготовка к этому событию: подача документов, выбор школы, покупка формы и многое другое. Однако, помимо этого, важно понимать, насколько ребенок готов к новому этапу взросления. Сталкиваясь с новыми порядками и адаптируясь к учебному процессу, он испытывает колоссальный стресс, а для детей с СДВГ это вдвойне тяжёлое испытание.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — распространенное психоэмоциональное и поведенческое расстройство, чаще всего проявляющееся в в дошкольном и школьном возрасте. СДВГ характеризуется невнимательностью и легкой потерей концентрации у ребенка на занятиях, избыточной двигательной активностью, импульсивностью, проблемами в социальном общении.
Самые часто встречающиеся проявления СДВГ:
- неусидчивость
- невнимательность
- рассеянность
- трудности с концентрацией
- импульсивность
- забывчивость
- плохие взаимоотношения с ровесниками
- трудности в решении проблем и преодолении конфликтов,
- активность, сопряженная с риском
- неразвитость мотивационной сферы
- тревожность
- повышенная ранимость
- перепады настроения.
Первые симптомы СДВГ становятся обычно заметны с 4 лет, а пиковый возраст для постановки диагноза у детей – с 5 до 10 лет. По мере взросления у детей с СДВГ усиливаются нарушения адаптации, которые проявляются дома, в детских дошкольных учреждениях или в школе, в общественных местах, в процессе игровой деятельности и во время занятия спортом.
Подготовительные классы, новые уровни нагрузок – это стресс для любого ребенка, а особенно для ребёнка с СДВГ. Детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью довольно сложно дается обучение и дисциплина, выстраивание взаимоотношений с другими людьми, а в первом классе все эти трудности только обостряются. Стоит отметить, что у детей с СДВГ хорошие интеллектуальные способности, но чаще всего трудности возникают именно в организации учебного процесса.
Как облегчить подготовку к школе ребенку с СДВГ?
Есть несколько не сложных, но очень важных рекомендаций для родителей ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности .
1. Планируйте режим дня
Школа — это место, где требуется соблюдать определенный свод правил. После начала обучения в школе дети погрузятся в непривычную и возможно ранее не знакомую им деятельность, и важно к этому подготовиться. Даже дети без диагноза СДВГ не все успешно справляются с этой задачей, а при поведенческом расстройстве это становится настоящим испытанием. Из-за невнимательности сложно запомнить все требования, при этом импульсивность и гиперактивность не позволяют им следовать.
Ещё одна проблема, которая препятствует адаптации и последующему успешному обучению ребенка с СДВГ, — нарушение концентрации. Если вы заметили, что ребенку трудно концентрироваться на одном задании и доводить его до конца, он легко отвлекается на посторонние стимулы, из-за чего делает много ошибок даже в простых заданиях, – необходимо принять меры. Чтобы помочь ребёнку, особенно в период дошкольной подготовки, стоит структурировать его деятельность, чтобы он мог постепенно вливаться в режим без лишнего напряжения. Также важно приучать выполнять рутинные действия и следовать четкому распорядку дня — придерживаться расписания, аналогичного тому, которое ждёт его в школе. Такие правила позволят избежать проблем с дисциплиной в школе и в общении со сверстниками, повысят уровень дисциплинированности ребёнка и облегчат процесс адаптации к школе.
2. Вводите в жизнь ребёнка физическую активность
Импульсивное поведение – это то, что мешает успешно адаптироваться ребёнку с СДВГ к школьной жизни. При этом на сдерживание импульсивности тратится очень много ресурсов нервной системы. В связи с этим энергии и внимания на более сложные задачи, например, на усвоение нового материала, у ребёнка уже не остается. Как следствие, возникают проблемы с успеваемостью. Помочь ребенку с СДВГ и научить его контролировать импульсивность и гиперактивность поможет спорт. Регулярные упражнения и физическая нагрузка способствуют снижению импульсивности и помогают успокоить дошкольника, что положительно повлияет на будущий процесс обучения.
3. Тренируйте усидчивость
Хобби — это именно то, чему мы посвящаем больше всего времени в свободные часы. Дети также уделяют время тому, что вызывает у них интерес, а резкая смена свободного времяпрепровождения на учёбу и выполнение домашних заданий может всерьез обострить проблему с усидчивостью. В процессе обучения ребёнок с СДВГ хочет находиться в постоянном движении, может часто вставать с места во время занятий, «вертеться» и раскачивается на стуле, разговаривать и отвлекать одноклассников. Здесь важно не заставлять его сидеть спокойно, ведь в таком случае ему становится сложнее думать и тяжелее усваивать информацию. Как же помочь ребенку решить проблему с усидчивостью?
Во-первых, можно заранее подготовить рабочее место, занятия за которым помогут разделять свободное и учебное время даже дома. Во-вторых, важно ежедневно заниматься с ребёнком и напоминать ему о необходимости выполнить задания подготовительных курсов, тренировать навыки чтения, письма и счёта. В-третьих, чтобы решить проблему с усидчивостью, ставьте таймер на определенное время. Доказано, что знание о временных ограничениях на продолжительность занятия помогает детям с СДВГ оставаться вовлеченными в процесс учебной деятельности. Начать можно с 10–15 минут в день и постепенно увеличивать интервал до длительности полноценного урока в школе – 45 минут.
4. Прибегайте к медикаментозной терапии СДВГ при необходимости
Правильная адаптация ребенка с ранних лет позволит интегрироваться в социум и избежать неприятных последствий во взрослом возрасте, однако не стоит забывать, что синдром дефицита внимания и гиперактивности— это заболевание, которое требует медикаментозной терапии. Если вы подозреваете СДВГ у своего ребенка, необходимо обратиться к детскому врачу-неврологу или психиатру для постановки диагноза. Ранняя диагностика СДВГ поможет выбрать верное лечение. Детям с легкой формой СДВГ врачи назначат психолого-педагогическую коррекцию, а со среднетяжелой формой — медикаментозную терапию, использование тренингов, направленных на улучшение памяти, работоспособности и других когнитивных функций. К первоочередным препаратам относятся лекарственные средства на основе атомоксетина: например, «Страттера». Вторично специалист назначает ноотропные препараты на основе кальция гопантената и пирацетама: например, «Пантокальцин» «Пирацетам» и другие.
Доктор медицинских наук., профессор кафедры педиатрии, эндокринологии и реабилиталогии ФП и ДПО ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова Анна Петровна Скоромец: «Главное, что важно помнить, cиндром дефицита внимания с гиперактивностью – это не приговор. Заболевание успешно лечат. СДВГ поддается медикаментозной терапии, и врач назначает ребенку индивидуальное лечение в зависимости от особенностей конкретного пациента. В арсенале врача есть хорошо зарекомендовавшие себя базовые препараты, эффективность которых успешно доказана. Например, Пантокальцин, комплексно воздействует на гиперактивность, дефицит внимания, а также купирует негативные эмоциональные и невротические проявления».
К препаратам третьего выбора при терапии СДВГ относятся антидепрессанты и нейролептики на основе действующего вещества алимемазина и тиоридазина гидрохлорида, которые преимущественно применяются при гиперкинетических расстройствах поведения.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности успешно лечат, а врачи могут назначить ребенку индивидуальную терапию в зависимости от конкретного случая. «И, конечно, не стоит забывать, что даже после окончания терапии дети всегда будут эмоционально привязаны к маме и папе. Поэтому хочу дать совет родителям: не нужно злиться, расстраиваться и падать духом — воспитывайте детей и не откладывайте их лечение ни в коем случае!» — подчеркнула Анна Петровна.